Инфекционные болезни птиц

В естественной среде птичьего обитания их подстерегает множество опасностей в виде различных инфекционных болезней. Но, если в природе существует множество источников инфекции, то в условиях домашнего содержания виновником птичьих напастей является человек.

С одной стороны, птицы неприхотливы в содержании. Но в то же время, пренебрежение основными правилами приводит к проблемам с птичьим здоровьем. И нередко имеет летальный исход.

В идеале место обитания птицы следует убирать ежедневно. А свежий корм полагается насыпать каждый день. Кстати, убирать еду из клетки нужно через несколько часов, а не держать ее там весь день, пока птица все не склюет.

Клетку лучше расположить в помещении с хорошей вентиляцией: отсутствие свежего воздуха – еще одна причина болезненности птицы.

Но бывает и так, что птица по какой-то причине испытывает недомогание и слабость, отказывается от пищи. Нередко причиной такого состояния становится инфекционное заболевание.

Деформация поверхности клюва и выпадение перьев (Psittacine Beak and Feather Disease)

Впервые заболевание было диагностировано у какаду. Но сегодня немало попугаев страдают подобными патологиями. Зачастую им подвергаются недавно вылупившиеся особи и таковые со слабым иммунитетом.

Вы можете приобрести птичку, уже инфицированную PBFD, в птичьем магазине. Чтобы быть уверенным в здоровье питомца, стоит сдать анализы на наличие вируса в ближайшей ветеринарной клинике.

Признаки заболевания:

1. проблемы с клювом;
  2. медленный рост перьевого покрова,
  3. увеличение клюва в размерах.

Параллельно с внешними деформациями инфекционное заболевание птиц вызывает изменения в иммунной системе. Сопротивляемость организма падает, птица уже не справляется с микробами. Наблюдается общая слабость и недомогание, отказ от пищи, апатия.

Болезнь Пачеко

Она нередко приводит к летальному исходу. Ее вызывает вирус герпеса, попавший в птичий организм. Последний не способен сопротивляться процессам, которые порождает данный вирус. Так, у птиц отказывает печень, и они умирают.  Вот почему важно как можно раньше доставить пернатого в ветеринарную клинику и начать лечение. За больной птицей требуется усиленный уход и временная изоляция в отдельную клетку.

Вирус полиомы

Это специфический недуг, поражающий, в основном, молодых птиц. Зона поражения – поджелудочная железа и органы, выполняющие репродуктивные функции. Вирус может быть уничтожен лекарственными препаратами. Но некоторые самки, перенесшие это вирусное заболевание, производят слабое потомство впоследствии или откладывают яйца с мертвыми эмбрионами.

Болезнь Марика

Это вирус, который успешно развивается в куриных эмбрионах. К этому вирусу наиболее восприимчивы цыплята в первые 2 недели от рождения. Основные признаки заражения: хромота, скрутка шеи, отвисание крыльев, смена цвета радужки глаза, отвисание хвоста, отказ от корма и в острой стадии - паралич. Лечение не проводят - птицу везут на убой.

Спирохетоз

Инфекционное заболевание переносится клещами-носителями спирохеты. Вирус поражает двигательные центры головного и спинного мозга, а также проводящие пути нервной системы. Птичья спирохета, попадая в птичий организм, начинает активно развиваться и размножаться. Первая реакция иммунитета – повышение температуры тела, переключение на «аварийный» режим работы: птица сонная и вялая, теряет вес, мало кушает и употребляет много воды. Если игнорировать эти симптомы, больная особь умирает через 3-7 дней.

Если заболевание вялотекущее, смерть может наступить на 10-14 день. Перед этим птицу парализует, на протяжении длительного времени она находится в обездвиженном состоянии. Такие инфекционные заболевания птиц опасны тем, что могут привести к гибели десятков питомцев.

Оспа

Еще одно инфекционное заболевание птиц, которое способно уничтожить большие группы питомцев. Для того чтобы набрать силу, вирусу оспы требуется немало времени. За этот период на коже появляются и разрастаются узелковые новообразования. Они могут локализоваться и на поверхности слизистых рта или дыхательных органов. Если болезнь протекает в слабой форме, большая часть стаи выживает. Но в тяжелых случаях, когда оспа набирает дифтерийную форму, пострадать могут все без исключения птицы. Усугубить протекание болезни могут плохие условия содержания.

Здоровая птица заражается во время контакта поврежденной кожей с предметом, на котором находится вирус. Такое может произойти в периоды вакцинации. Когда оспа переносится на одежде людей, а затем попадают на слизистую оболочку глаза.

Признаками заболевания являются узелковые новообразования, покрывающие неоперенные части тела птицы: веки, сережки, гребни. Также могут быть покрыты язвами ротовая полость, трахея, пищевод и верхние дыхательные органы. Лечение проходит тяжело, и не всегда есть гарантия что питомец выжевет.

Инфекционный бронхит

Характеризуется интенсивным распространением, высокой степенью поражения особей. Под удар попадают дыхательные органы, если заболевают птенцы, и репродуктивные органы – если заболевают взрослые особи.

Молодые птицы быстро реагируют на поселившийся в организме вирус и уже в начале болезни можно заметить признаки инфекции. Они стараются держаться вместе, собираются возле лампы или поилки с теплой водой. Мало едят, очень много спят и практически не двигаются. Через несколько дней к общей вялости добавляется слезоточивость глаз и носа. Чтобы избавиться от слизи в верхних дыхательных органах, птенцы трясут головой, часто трутся носом о крылья. В результате чего оперение становится грязным и взъерошенным.

При прослушивании легких ветеринару слышны хрипы: влажные или сухие. Если слизи накапливается слишком много, хрипы превращаются в попискивание и скрип в нижних дыхательных путях.

Взрослые особи переносят оспу без особых симптомов. Болезнь иногда сопровождается перебоями в работе органов дыхательной системы, но они проходят сами по себе через несколько дней. Характерным симптомом, по которому можно диагностировать оспу, является ухудшение яйценоскости. В случае заболевания курочек, возраст которых не превышает 3-х недель, количество производимых яиц может уменьшиться ровно наполовину.

Летальный исход у молодых птиц наступает в 30-40 % случаев. Если птенец справляется с болезнью и выздоравливает, в период восстановления его нужно усиленно кормить – для восстановления иммунитета.

В организм птицы вирус оспы попадает механическим или воздушно-капельным путем. Может длительное время сохранять способность к размножению, находясь в птичьем помете или на предметах в птичьих клетках (кормушки, поилки). Но при низких температурах РНК-вирус может законсервироваться, при этом сохраняя способность к инфицированию после оттаивания.

Переболевшая птица является источником инфекции на протяжении полутора-трех месяцев после выздоровления.

Это инфекционное заболевание птиц может быть устранено путем обработки клетки дезинфицирующими растворами лекарственных препаратов.

Перечень инфекционных заболеваний птиц, описанных выше, далеко не полный. Если в статье вы не нашли нужной для себя информации или симптомов заболеваний вашего питомца, обратитесь за консультацией к специалистам нашей ветеринарной клиники. Для этого позвоните по номеру +7 (499) 394-10-48 и запишитесь на прием к специалистам.